Открыт 15.10.04
АвторСообщение
Зося
Клуб Зоси
Уровень: Дирекция
Именуется:
Хозяйкой
Предупреждений: 0


Пост N: 17181
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Страна Чудес
Рейтинг: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.09 13:11. Заголовок: Кто вы, мсье мушкетер?


Занимательное исследование тайны трех мушкетеров и одного гасконца

Хорошего человека любить неинтересно. Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 5 [только новые]


Зося
Клуб Зоси
Уровень: Дирекция
Именуется:
Хозяйкой
Предупреждений: 0


Пост N: 17182
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Страна Чудес
Рейтинг: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.09 13:12. Заголовок: Не так давно мир обл..


Не так давно мир облетела весть о том, что в земле одного из садиков голландского Маастрихта предположительно найдены останки знаменитого д'Артантьяна. Газеты охотно перепечатывали сенсационную новость. И хотя в первоначальном сообщении говорилось лишь о том, что найденные скелеты, скорее всего, принадлежат древним римлянам, публикация не обошлась без видимой пользы: очень и очень многие с удивлением узнали, что литературный д'Артаньян – реальный, а не выдуманный Александром Дюма исторический персонаж.


Шарль де Батц де Кастельморе, ставший под конец жизни капитаном-лейтенантом королевских мушкетеров и немедленно после того принявший имя "графа д'Артаньяна" (по одному из владений своей матери; что касается титула, то официально шевалье д'Артаньяну его никто не жаловал, в связи с чем к его потомкам уже в XVIII столетии были серьезные претензии со стороны геральдической службы короля Франции), погиб при осаде Маастрихта: пуля противника попала ему в голову. Тогда, в далеком июле 1672 г., его тело удалось вынести из-под огня противника только с пятого раза, причем четверо смельчаков, пытавшихся это сделать, погибли. Из мемуаров того времени мы знаем, что практически сразу же в присутствии двух кузенов погибшего, Пьера и Жозефа де Монтескью д'Артаньян, тело капитана мушкетеров было погребено у подножия стен Маастрихта. Не часто "у подножия стен" городов хоронили людей, литературная слава которых была способна обессмертить самую их жизнь, какой бы рядовой она ни была.

В мире изданы десятки биографий д'Артаньяна. В советское время сведения об этом герое можно было почерпнуть из популярной книги Бориса Бродского "Вслед за героями книг". В наши дни на русский язык переведена блестящая работа Жана-Кристиана Птифиса "Д'Артаньян". Однако если об остроумном гасконце все же многое известно, то его литературные товарищи по оружию и друзья по застолью представляются уж точно выдуманными персонажами. Атос, Портос и Арамис – это что-то вроде "до, ре, ми": тут даже порядок перечисления нельзя изменить до того монолитна конструкция.

Между тем верные товарищи д'Артаньяна так же реальны, как и их знаменитый компаньон. Не будь Дюма, историки-архивисты вряд ли бы занялись поиском этих, что и говорить, незаметных персонажей величественной истории Франции XVII века. Ведь на то, чтобы отыскать следы их существования, понадобилось более 100 лет. Да что там говорить – сам Дюма полагал, что всех троих не существовало. Их имена он, конечно, не выдумал – они взяты из того же источника, которым знаменитый романист пользовался при создании своей трилогии: "Мемуаров г-на д'Артаньяна", написанных плодовитым "мемуаристом" Гатьеном Куртилем де Сандра. Последний хорошо ориентировался в реалиях первой четверти – середины XVII столетия и, возможно, слышал имена все трех "мушкетеров" еще в бытность свою на службе короля (уйдя с которой, занялся написанием от чужого имени скандальных "мемуаров", разоблачающих нравы двора). У Куртиля это были не три друга, а три брата, которых д'Артаньян встречает в доме у г-на де Тревиля. "Признаемся, чуждые нашему слуху имена поразили нас, и нам сразу пришло на ум, что это всего лишь псевдонимы, под которыми д'Артаньян скрыл имена, быть может, знаменитые, если только носители этих прозвищ не выбрали их сами в тот день, когда из прихоти, с досады или же по бедности они надели простой мушкетерский плащ", – пишет Дюма в авторском предисловии к "Трем мушкетерам". Романист, а точнее команда его помощников и консультантов, подбиравших для писателя фактологический материал, не верили, что Атос, Портос и Арамис не выдумка Куртиля де Сандра. В литературном еженедельнике La Pays Natal в 1864 г. Дюма написал: "Меня спрашивают, когда именно жил Анж Питу... Это вынуждает меня сказать, что Анж Питу, так же как и Монте-Кристо, так же как Атос, Портос и Арамис, никогда не существовал. Все они просто признанные публикой побочные дети моего воображения".

Однако уроженцы Беарна Атос, Портос и Арамис не просто жили – их странные фамилии были действительно их настоящими фамилиями. Недаром один из самых известных пересмешников той эпохи Жедеон Таллеман де Рео (отрывки из его "Занимательных историй" в 70-е гг. вышли в СССР в серии "Литературные памятники") с иронией отмечал, что от имен беарнских мушкетеров "собаки дохнут".

Купеческая "косточка"

Как известно, в своем вступлении к "Трем мушкетерам" автор ссылается на якобы найденную рукопись, озаглавленную "Воспоминания графа де Ла Фер о некоторых событиях, происшедших во Франции к концу царствования короля Людовика XIII и в начале царствования короля Людовика XIV". Из дальнейшего повествования следует, что упомянутый граф и есть наш Атос. Подразумевалось, что граф де Ла Фер, убивший свою жену (Миледи), мог скрыться от правосудия под серым плащом мушкетера. Сеньория Ла Фер много раз фигурирует на страницах исторических хроник и генеалогических коллекций Франции. Некий сеньор Мило де Ла Фер (ум. ок. 1057 г.) был родоначальником известного феодального дома де Монлери. В XIII в. поместьем с таким названием владела дочь герцога Бретонского Иоланда; в первой четверти XIV в. де Ла Фер из семьи Шатийонов породнился с Лотарингским герцогским домом; а в середине XVI в. среди прочих титулов Людовика I Горбатого, герцога де Конде (1530-1569), мы обнаруживаем сеньории Валери и Ла Фер. Впрочем, к настоящему Атосу этот титул никакого отношения не имеет.

Деревушку Атос-Аспи и сегодня можно найти только на самой подробной карте Франции. Она расположена на правом берегу горной реки Олорон, между Совтер-де-Беарн и Ораасом. Когда-то здесь был замок – в нем наверняка и родился Атос. (К сожалению, замок не сохранился – сгорел в 1943 году.) В XVI столетии господский дом принадлежал совтерскому капеллану Аршамбо де Силлегу. Его наследником был некий Жан д'Атос, сын Жаклин де Силлег, впоследствии ставший врачом короля Генриха II Наваррского. Семейства д'Атос и де Силлег постепенно "одворянивались", а заодно и богатели, подвизаясь в местной торговле. Вначале они получили титул "купец", затем "дворянин" и, наконец, стали "монсеньорами". Этот последний титул носил в 1597 г. Пейротон де Силлег д'Атос.

В начале XVI века некто по имени Андриан де Силлег д'Атос, владелец Отвьеля и Казабера, женился на демуазель де Пейрэ, дочери "купца и присяжного заседателя" в Олороне и двоюродной сестре г-на де Тревиля. Да-да, того самого Тревиля (или Труавиля), капитана-лейтенанта королевских мушкетеров. От этого союза где-то между 1615 и 1620 годами родился наш Атос. Его полное имя звучало так: Арман де Силлег д'Атос д'Отвьель. Троюродному племяннику капитана мушкетеров было грех не воспользоваться открывавшимися перспективами: около 1641 г. он вступает в роту де Тревиля. В то время это была обычная практика – стоило кому-нибудь из безвестных "дворянчиков" зацепиться на сколько-нибудь заметную должность при дворе, как к нему тут же слеталась толпа родичей.

Неизвестно, как сложилась бы судьба Атоса, проживи он дольше. В свидетельстве о его смерти, занесенном в регистрационные книги парижской церкви Сен-Сюльпис, сказано: "Препровождение к месту захоронения и погребения преставившегося Армана Атос Дотюбьеля, мушкетера королевской гвардии, найденного вблизи от рынка на Прэ-о-Клер". Формулировка этого лаконичного текста почти не оставляет сомнения, что бравый Атос умер вследствие тяжелого ранения, полученного на дуэли.

Исаак, потомок Авраама...

В парижском музее Карнавале выставлена как символ эпохи короткая сабля. Надпись гласит: "Принадлежала г-ну дю Валлону де Брасье де Пьерфон". Кем был данный господин – неизвестно, но точно не тем самым Портосом . Наш мессир Портос , точнее, Исаак де Порту, происходил из беарнской дворянской протестантской семьи. Его дед Авраам был распорядителем обедов (тогда это называлось "офицером кухни") при наваррском дворе – так что аппетит литературного Портоса , так сказать, имеет исторические корни. Его отец, также носивший имя Исаак, служил нотариусом при Беарнских Провинциальных штатах. Он женился на демуазель де Броссе и имел от нее дочь Сару. Овдовев, в 1612 г. сочетался вторым браком с Анной д'Аррак, дочерью Бертрана д'Аррака из Гана. Став богатым землевладельцем, отец нашего героя пользовался покровительством благородного сира Жака де Лафосса, королевского наместника в Беарне. В 1619 г. Исаак де Порту выкупил за 6 тыс. франков у Пьера де Л'Эглиза сеньорию Кантор. В 1654 г. поместье было продано – на этот раз за 7 тысяч франков Франсуа д'Андуэну.

" Портос " был младшим из его троих детей. По сохранившимся записям историки знают дату и место его крещения – 2 февраля 1617 года. Следующий документально доказанный факт его биографии – вступление в гвардейский полк Дезэссара. А вот был ли Портос мушкетером – большой вопрос. Историкам, похоже, вообще мало что известно о начале его военной карьеры; гораздо больше сведений о его старшем брате, Жане де Порту. Некоторое время тот был инспектором войск и артиллерии в Беарне, а затем стал секретарем при Антуане III де Грамон-Тулонжеоне (в романе Дюма "Десять лет спустя" другом виконта де Бражелона становится граф де Гиш – сын того самого Грамона).. В 1670 г. герцог де Грамон объявил о смерти "месье де Порту" – т.е. Жана де Порту.

Что касается Исаака де Порту, то он досрочно вышел в отставку и уехал в Гасконь. Возможно, это было следствие полученных на войне ранений. В 50-х гг. он занимал незаметную должность хранителя боеприпасов гвардии в крепости Наварранс: эту должность обычно давали недееспособным военным. Портос был женат – к сожалению, мы не знаем имени его жены. Его старший сын Арно родился около 1659 г. (а умер в 1729 г.).

Герой Александра Дюма погиб под тяжестью огромной скалы в Бель-Иле, что в Бретани. Реальный Портос умер менее помпезно – 13 июля 1712 г. в По от апоплексического удара в возрасте 95 лет. Его второй сын, Жан де Порту, стал военным моряком. Еще несколько поколений потомков Портоса верно служили Франции на военной и административной ниве. Его правнучка Элизабет де Порту в апреле 1761 г. вышла замуж за шевалье Антуан де Сегюра, ставшего позже губернатором Советерра. Несостоявшийся барон дю Валлон был бы доволен: его семья породнилась со старинными французскими дворянскими родами.

Аббаты-драчуны

Сельское поместье Портоса в Ланне находится неподалеку от долины Баретту, в которой находится аббатство Арамиц, светским аббатом которого был третий из наших мушкетеров. В расположенной рядом деревеньке Арамиц и сегодня живет всего несколько сот человек. Дюма делает ловкого Арамиса, шевалье д' Эрбле, полуаббатом-полумушкетером, одновременно участвующим и в интригах и в военных действиях, епископом Ванна, генералом ордена иезуитов и, наконец, испанским грандом, герцогом Аламеда...

Анри д'Арамиц родился около 1620 года. Он принадлежал к старинному беарнскому роду – наверное, самому дворянскому из всех трех (точнее четырех, учитывая не вполне чистое дворянское происхождение самого д'Артаньяна). В 1381 г. граф Гастон-Феб де Фуа пожаловал Жану д'Арамицу одноименное аббатство, которое стало наследственной собственностью рода. Во время религиозных войн Арамицы участвовали во всех схватках в Нижней Наварре. Некий капитан гугенотов Пьер д'Арамиц заслужил в этих стычках репутацию бретера. Он был женат на Луизе де Согюи, от которой имел трех детей: Феба, Марию, вышедшую замуж за Жана де Пейрэ и ставшей, таким образом, матерью будущего графа де Тревиля (опять все сходится на бравом капитане), и Шарля, женившегося на Катрин де Раг. После смерти старшего брата Шарль стал главой рода. Он-то и был отцом Анри.

Будучи двоюродным братом капитана мушкетеров, Арамис в 1640 г. вступил в его роту. Десять лет спустя мы встречаем его в родных краях, где он в феврале 1650 г. женится на демуазель Жанне де Беарн-Бонасс. В апреле 1654 г., намереваясь вернуться в Париж, он составляет завещание. Через два года он опять приезжает в Беарн, где через 18 лет и умирает. Арамис оставил трех детей: сыновей Армана и Клемана и дочь Луизу.

Французский историк Птифис не исключает, что д'Артаньян мог быть знаком с Атосом, Портосом и Арамисом: беарнцы и гасконцы образовывали в Париже маленькие закрытые кланы. Но никто из них, тщетно пытавшихся стать в жизни кем-то большим, чем был на самом деле, и представить себе не мог, что их смешные для современников имена олицетворят в умах потомков такие понятия как удаль, дружба и честь

http://www.utro.ru/articles/2004/06/28/323518.shtml

Хорошего человека любить неинтересно. Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Gata Blanca
Клуб Зоси
Уровень: PR-отдел
Именуется:
Советчик-Перлоглаз
Предупреждений: 0


Пост N: 2122
Зарегистрирован: 06.12.05
Откуда: Новосибирск
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.09 13:39. Заголовок: Гыыы, много любопытн..


Гыыы, много любопытных новых фактов

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
ksenchik



Пост N: 77
Зарегистрирован: 27.09.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.09 10:00. Заголовок: Интересная статья :s..


Интересная статья

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Зося
Клуб Зоси
Уровень: Дирекция
Именуется:
Хозяйкой
Предупреждений: 0


Пост N: 17199
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Страна Чудес
Рейтинг: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.09 13:06. Заголовок: ksenchik а я то долг..


ksenchik а я то долго думала, что все это глубоко художественный вымысел

Хорошего человека любить неинтересно. Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Зося
Клуб Зоси
Уровень: Дирекция
Именуется:
Хозяйкой
Предупреждений: 0


Пост N: 17305
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Страна Чудес
Рейтинг: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.07.09 09:16. Заголовок: Пишет Ольга Чигиринс..


Пишет Ольга Чигиринская (morreth)



Скрытый текст


На этот раз в глаза бросилось то, как упорно Атос утверждает, что он хорошо повесил Миледи. Так упорно, как будто сам себя пытается уговорить - или своих слушателей - что ей точно хана и она уже не встанет.

Нет, господа, эта манера речи изобличает вовсе не ханжу, который повесил бедную девушку, обнаружив у нее клеймо. Атос серьезно напуган. Напуган, как человек, разминувшийся со смертью на полшага.

Неужели обнаруил у себя симптомы хронического отравления мышьяком и понял, что если бы не случай на охоте - лежать бы ему под дерновым одеяльцем?

В пользу этой версии - что она его медленно травила - говорит еще один факт: его некоторое время считали мертвым. С какой стати?

И еще один момент. Перстень матери Атоса, который Миледи подарила потом д'Артаньяну.

Атос описывает весьма драматическую картинку: обнаружив на плече молодой жены клеймо, он разрывает на ней платье и вешает ее в одной рубашке. Типа, недостойна висеть в платье знатной дамы. Но вот перстня, своей фамильной драгоценности, он с ее руки не снимает. Почему?

Версия, которая складывается у меня при размышлении над всеми этими деталями, которые трудно примирить между собой, такова: да не убивал он ее. Вообще.

Какие факты говорят в пользу этой версии?

1. В те времена вешали очень серьезно, с отягощением. Один человек (для верности - два) повисал на ногах казнимого, второй (третий) прыгал ему на плечи сверху. Вот это тогда называлось "хорошо повесить". Ясно, что 17-летняя девушка такого повешения не пережила бы.
2. Даже если ее вешали безалаберно... Дюма неоднократно описывает шею Миледи как нечто весьма соблазнительное. Но господа, мы знаем, что на шее повешенных, даже если те выживают, как правило, остаются следы странгуляционной борозды. Ну, кожа на шее нежная, капилляры рвутся, мышцы нередко рвутся, слд остается потом на всю жизнь.
Каковых следов у Миледи не наблюдается.
Вообще, картинка с ее повешением складывается странная. Я тут побегала по сайтам судебной медицины и нарыла, что, ка правило, люди, повешенные чужой рукой, гибнут не от асфиксии (удушения), а от перелома позвоночника (каковой и должно было обеспечить доп. отягощение при повешении - чтобы клиент меньше мучился). От асфиксии без перелома гибнут, как правило, самоубийцы, которые не знают, как правильно вешаться (вследствие чего умирают долго и неприятно). Ну или жертвы инсценированного "самоубийства" - когда человека сначала душат, а потом подтяивают петлей, чтобы повис. Атосу незачем были инсценировать самоубийство - да и некак. Охота - мероприятие довольно многолюдное, вешал он ее (если вешал) в присутствии публики. Но ни отягощения не обеспечил, ни проконтролировал даже, чтобы повешенную не снимали 7-8 минут (после 10 минут повешенного никак невозможно откачать). Впечатление такое, что не просто безалаберно повесил (хотя утверждал обратое) - а вообще повесил с расчетом, чтобы осталась жива.

3. Мнимая смерть Атоса. Зачем ему вообще было разыгрывать свою смерть? Если он знал, что "хорошо повесил" жену - за каким чертом он сбежал в мушкетеры и жил под псевдонимом?

4. Наконец - подойдя к делу так безалаберно, он почему-то верит в смерть жены и начинает испытывать сомнения только когда д'Артаньян показывает ему перстень.

Итак, из этих четырех составляющих у меня складывается такая версия.

"Невесте графа де ля Фер всего шестнадцать лет..." - и далее по тексту. Опущена одна деталь: женившись на простолюдинке, Атос расплевался со всеми своими родичами.
Но - время идет, родичи проглотили этот мезальянс и приехали к молодому графу на примирительный пир с охотой.
А молодой граф чувствует себя что-то неважно в последнее время. Аппетит пропадает, подташнивает его, иногда, пардон, несет... Насморк какой-то, волосы почему-то вылезают... Но молодому графу стремно признаться юной жене, что он так расхворался. И он держт хвост пистолетом, ездит на охоты и т. п.
И вот - роковой день. Девуша падает с коня, он рвет на ней рубашку, видит клеймо...
Что самое страшное - клеймо видят и все присутствующие.
Ять. Они как-то могли прохавать мезальянс - но клейменую каторжницу они не проглотят.
Будущий Атос - хороший тактик и соображает быстро. Закатывая для зрителей сцену "Я прямщас повешу эту суку", он тем временем шепчет девушке план спасения.
Зачем он разорвал платье? Оно было шелковым или бархатным. На шелке или бархате человека - особенно небольшого веса - можно повесить с тем, чтобы слегка придушить - но не искалечить и даже не попортить кожи странгуляционной бороздой.
Он вешает ее на ближайшем суку - по ходу тихо объясняя, что сейчас всех спровадит, придет за ней, снимет - и они убегут, убегут вместе.
Он готов бросить все и бежать с клейменой каторжницей.
"Повесив" жену, он гонит всех со злосчастной полянки, охота, понятное дело, безнадежно испорчена... Ему нужно удалиться в свою комнату, чтобы вволю погоревать о такой своей беде (а на самом деле выскочить из окна и бегом на полянку, пока жена не задохнулась - а потом вдвоем куда-нибудь к чертям собачьим).
И тут с ним случается то, что должно было случиться - его при всех настигает очередной приступ болезни, появившейся в последнее время непонятно по какой причине. Его рвет, его колотят судороги, он слепнет... и теряет сознание, в ужасе понимая, что теперь-то убил жену по-настоящему, не для вида...
Когда он приходит в себя в постели и начинает (в полном ужасе от случившегося) осторожно узнавать у слуг, что случилось с повешенной, ему сообщают, что тела не нашли. Может, она жива? Сумела выпутаться из петли и скрыться? Или ее брат-священник услышал о трагедии, снял тело и тихо похоронил?
Но тут приходит старый опытный врач и разъясняет симптомы его болезни: понос, выпадение волос, насмотрки, судороги, и наконец - обморок и временную слепоту. Хроническое отравление мышьяком.
Несчастный граф понимает, что женщина, ради которой он готов был пожертвовать состоянием, титулом, и самым дорогим - честью - наплевав на клеймо, на родню, на общество - ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сука и преступница. Милая Анна, не преставая улыбаться и уверять в любви, потихонечку травила его - и только случай (или Бог, который не фраер) расстроил ее планы.
Теперь ему очень-очень хочется верить, что она мертва.
Он посылает людей схватить ее "брата" - поздно, тот скрылся. Он сам не хочет больше жить после такого гнусного предательства. Ему противно его имя, его положение в обществе, из-за которого он стал жертвой такой страшной интриги, его богатство, его родня, которая воспрянула духом, услышав, чо он еще вполне может загнуться.
В одну далеко не прекрасную ночь он таки набивает карманы золотом, берет пистолеты и шпагу и покидает родовое имение, чтобы появиться в Париже в качестве Атоса.

Хорошего человека любить неинтересно. Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет