*взяль с Небесного*
Дмитрий Бавильский: Пушкареву в президенты!
Ну вот и свершилось чаемое миллионами! Катя и Андрей сыграли свадьбу, Екатерина Валерьевна Пушкарева благополучно поменяла фамилию, политически дальнозорко став Ждановой.
Многодневное, многосерийное хождение по мукам закончилось подробным исполнением желаний. Терпение и труд все перетрут, а справедливость, разумеется, восторжествует в финале. Как же без этого!
Долго ли, коротко, но до финала мы все-таки добрались. Самое интересное в «Не родись красивой» – даже не сюжет, но логика развития сериала, его эстетической составляющей. Если поставить рядом первые серии и последние (скоро появится такая возможность), можно невооруженным глазом заметить, насколько они различны. История, начинавшаяся вялотекущей мелодрамой, где-то на середине сломалась, превратившись в комедию положений, в бурлеск, в водевиль. Комикование нарастало и нарастало, пока, смешав карты, не превратилось в невообразимый постмодернистский капустник.
Режиссер и сценарная группа нашли единственно правильную интонацию – говорить обо всем с беззаботным ерничаньем и подмигиваниями. Только слепой не мог заметить, что в сцене судьбоносного объяснения Кати и Андрея Андрей изъясняется словами Новосельцева из «Служебного романа» («не перебивайте меня, я сам собьюсь»), а многострадалица Кира отыгрывает роль ревнивца Ипполита Георгиевич из «Иронии судьбы». Подобные приемы в постмодерне называются «оммажами» и «пастишами» (отсылками к первоисточникам) и никуда не ведут. Потому что у «Не родись красивой» собственная, незаемная судьба.
Это очень важно и верно, что сериал менялся вслед за жизнью, переваривая жизненные реалии… В сценарную топку что только не попало (разве только что не сводки новостей) – в том числе и актуальные звезды медиа и шоу-бизнеса от Анастасии Волочковой до «Братьев Грим». В этой изменчивости «Не родись красивой» перешагнул через рамки унылого коммерческого задания и стал самозарождающимся мифом о новой, между прочим, России.
В сериале менялось все, от луноокой Киры до провокатора Малиновского, от туповатого Зорькина до туповатого охранника Потапкина (мне кажется, у него обязательно должны возникнуть свои поклонницы). Менялась и Катя. Менялся и Андрей, которого жизнь то возносила до небес, то размазывала по стенкам производственного отдела. Неизменной оставались лишь корыстная истеричка Виктория Клочкова да Юлиана с ее непонятной любовью к Кате. Юлиана поддерживала замарашку на всех стадиях чудесного преображения, выполняя роль доброй феи из сказки про Золушку. А феям (как и любому «богу из машины») меняться не обязательно.
Комедийность вторглась и утвердилась в сериале через преобладание театральных интонаций. Телеэстетика сериала (крупные планы, статичные диалоги) оказалась побеждена невытравляемой тюзовщиной. Ближе к финалу, наблюдая за пластикой актеров, все чаще и чаще возникало ощущение, что ты смотришь инсценировку какой-нибудь пьесы Арбузова или Розова. Главным проводником этой эстетики (от произнесения слов до фиксации каждого своего шага, каждого многозначительного жеста) как была, так и осталась Нелли Уварова. Постепенно и остальные поддались этой заразе, подкрепленной сюжетным интонированием.
Не мытьем, так катаньем гадкий утенок превратился в энергичную бизнес-леди, которая не только коня Жданова остановила и горящую избу «Zimaletto» спасла от неминуемого разорения, но и попутно сделала еще кое-что. Например, карьеру в пиаре, открыла ресторан, так что теперь Екатерина Валериевна на драки-собаки уже не сама бегает за предложениями, но они просто-таки сваливаются на нее одно за другим. Пока ходила заморышем да жалилась женсовету, была никем и звали ее никак, но взяла она судьбу в свои руки и понеслась, кто ж ее теперь остановит, она же памятник всем нашим упованьям.
Ее пример – другим наука: на бога, мол, надейся, но и сам не плошай. Идеальная, между прочим, биография: отец – отставной военный, мама – Ирина Муравьева из Малого театра, где чтят и преумножают классическое наследие. Только в президенты! Благо выборы на носу, с преемником еще не определились, а по логике развития страны следующим (ну или через одного) главой государства обязательно станет женщина. Мне об этом вчера сама звездочка отечественного феминизма Рита Миллер намекала.
У Екатерины Валериевны есть для этого все основания и даже идеальный помощник – Николай Зорькин, которого, если что, можно премьер-министром назначить или, на худой конец, главой президентской администрации. Ну и темперамент у Пушкаревой-Ждановой соответствующий: если на чем таком зациклится – так своего обязательно добьется. И снобствующего ресторанного критика из-под земли достанет, и с представителем сексуальных меньшинств договорится.
Написал я как-то про эту чудесную девицу текст «Злая Золушка Катя Пушкарева» и точно напророчил. В последних сериях все и вовсе оказалось перевернутым с ног на голову. Можно было простить Катеньке, что когда она ушла со службы из Zimaletto, то напрочь забыла о девушках из женсовета, без которых, будучи секретаршей, не могла продержаться больше пяти минут. Девушки постоянно этому удивлялись, передавали Катеньке через родственников и г-на Зорькина всяческие приветы, но та – чу, словно бы воды в рот набрала. Потому как не нужно ей это в ту минуту было… Но когда она с такой же легкостью забыла про повара Мишу, который готов был для нее луну с неба достать…
Вы скажете, что у нее любовь великая и что никого, кроме Андрея Жданова, она на всем белом свете не видывала? Охотно верю. В психиатрии такие особи «циклоидами» называются – если заклинит на чем, то будут ходить по кругу, кол на голове теши, а дурь эту не выбьешь даже медикаментозными средствами.
Ну, хорошо, если ей Андрей один и дорог, то зачем же тогда хороводила Мишу-ресторатора, если только поматросить и бросить? Ага, скажете вы, забыть негодяя захотела, да не смогла. Охотно верю. Но Мишка-то тут причем? Использовала человека, как есть использовала. Съела до основания и выплюнула. Очень, между прочим, полезное качество для политика. В том числе и начинающего.
Далее здесь:
http://vz.ru/columns/2006/7/7/40516.html